2019-10-08 10:00:00
Олег Цыганский – командир воздушного судна тувинских авиационных линий Pilatus PC-12NG. Стаж его работы более чем 30 лет, имеет 8000 часов общего налета. Олег Александрович родом из Казахстана, сегодня он трудится в компании «Тува Авиа» и не только пилотирует швейцарским авиасудном в Туве, но и обучает управлению полетами на Pilatus своих молодых коллег.
- Олег Александрович, когда вы впервые поднялись в небо в качестве пилота? Сколько вам было лет?
- Мне был 21 год. Я тогда учился в Актюбинском высшем летном училище. Во времена СССР, когда еще не было границ между республиками, наше училище являлось одним из двух высших учебных заведений в стране по подготовке инженеров-пилотов для гражданской авиации.
- Первый полет – это страшно?
- Не скажу, что страшно, но волнение лично у меня было колоссальное! Однако с этим чувством нужно бороться, уметь им справляться. Когда набираешься хладнокровия – все получается.
- Расскажите о запомнившемся случае из вашей летной практики.
- Был случай, когда загорелся. Но это было давно, еще в Актюбинске. Тогда я работал инструктором в училище. Воспламенение случилось на самолете ЯК-18Т, это самолет первоначального обучения. При полете ни с того ни сего появилось задымление. Мы тогда своевременно предприняли определенные действия и все обошлось. Абсолютно удачно сели на аэродром.
- Как инструктор и действующий пилот, дайте экспертную оценку. Насколько основательны байки в Интернете про то, что если научиться управлять виртуальным тренажёром по пилотированию, то можно научиться управлять настоящим самолетом?
- Ключевое слово здесь, что это байки. Чтобы научиться управлять самолетом, нужно тренироваться на самолете, а не на тренажерах. Все остальное недопустимо и может привести к трагичным последствиям.
- А нужно ли доверяться автопилоту?
- Обязательно. Автопилот – это первый помощник для действующего пилота. Когда включаешь автопилот, ты меньше загружен и у тебя намного больше времени для оценки полета. В конце концов это очень надежная техника, и ей нужно доверять. Конечно, бывают и отказы, но это в редких случаях, и к таким ситуациям члены экипажа бывают готовы.
- Дайте совет для подрастающего поколения. Что нужно, чтобы стать капитаном воздушного судна?
- Целеустремленность и желание. Эти качества нужны и мальчишкам, и девчонкам тоже. Сейчас очень многие девушки становятся капитанами воздушного судна. Будем надеяться, что в будущем у тувинской авиации будет много своих пилотов, в том числе в женском лице.