Первые лётчики Тувы с инструктором Прохоровым, 1942 г. |
История развития РКП «АК «Тува Авиа» неразрывно связана с летописью Отдельного кавалерийского полка Тувинской народно-революционной армии, которое берет свое начало с образования в 1937 году, после обучения первых тувинских летчиков в Оренбургском военном авиационном училище - Чооду Кидиспей Дагбаевича и Оюн Лапшын Доскааровича.
Кидиспей Чооду был назначен командиром авиазвена Отдельного Красноярского кавалерийского полка ТНРА, а Лапшын Оюн его заместителем. На восточной окраине Кызыла началось строительство аэродрома. В Абакане получили два самолета Р-5. Прибыли из СССР авиатехники Николай Васильевич Прохоров и Ткачев. Первые пилоты начали осваивать небо Тувы: открыли воздушные линии из Кызыла в Шагонар, Чадан, Барун-Хемчик, Каа-Хем, Пий-Хем, Танды, Эрзин, Тес-Хем, Тоджу, Кунгуртуг, возили почту, руководителей республики, выполняли санитарные рейсы. Не было ни средств связи, ни метеостанций, ни оборудованных посадочных площадок. Летали по земным ориентирам. В условиях горно-таежной местности это было большим риском.
Уже в 1948 году самолеты Ли-2 стали выполнять пассажирские рейсы из Красноярска в Кызыл. Спустя несколько лет, авиаотряд получил первые два самолета Ан-2, а в 1955 - в Туве появляются Як-12. Спустя год, авиапарк республики уже состоял из 13 «крылатых красавцев».
Время шло, гражданская авиация в Республике Тыва тоже не стояла на месте. В январе 1958 года аэропорту выделено помещение под гостиницу для рейсовых экипажей на 6 коек. А уже весной горисполком предоставил помещение для аэропортового городского агентства, которое после непродолжительного ремонта начало предварительную продажу авиабилетов.
Новое имя и новый статус 132 авиаотряд получил 1 сентября 1963 года. С этого времени он стал называться Тувинским Объединённым авиаотрядом Красноярского территориального управления Гражданского Воздушного Флота.
Отправка тувинских солдат на войну на ВС И-16, 1942г. |
273-й Кызылский авиаотряд Красноярского управления ГВФ летал по 24 авиатрассам, охватывающим 22 населённых пункта и 16 районов Тувинской автономной области.
С развалом Советского Союза гражданская авиация Тувы начала испытывать настоящие трудности. В сентябре 1993 года вместо авиаотряда в республике появляется ОАО «Тувинские авиационные линии». Но связи со сложным финансовым состоянием авиакомпании, в 2008г. ее признали банкротом. Только благодаря вмешательству республиканских властей удалось сохранить возможность для граждан летать в другие регионы. В 2009 году правительство выкупило имущество ФГУП «Тувинские авиационные линии» и появилось ГУП РТ «Аэропорт Кызыл». Коллектив предприятия был сохранен.
Позже ФГУП «Тувинские авиационные линии» расформировали и в 2010г. создали новую отдельную авиакомпанию РКП «АК «Тува Авиа».
И сейчас коллектив и пилоты авиакомпании РКП «АК «Тува-Авиа», принявшие эстафету от первых тувинских лётчиков 1940-х годов, заботятся о процветании своей маленькой, но гордой республики Тыва и выполняют вылеты в труднодоступные районы республики не исключая другие регионы России.