Мерген Кысыгбай свою трудовую деятельность начал в 2009 году в должности второго пилота самолета «Ан-2» в представительстве ООО «АэроГео» в городе Кызыле. С 2013 года перешел в авиакомпанию «Тува Авиа». За девять лет работы Мерген прошел профессиональный путь от должности второго пилота вертолета «МИ-8» до командира звена «Ми-8» и на сегодняшний день является одним из самых молодых командиров авиационного звена в истории тувинской авиации.
Путь в небо начинается с земли
В небе Мерген Кысыгбай уже более 12 лет. За весь срок авиационной службы он произвел более 3000 часов полета. По его словам, в данной профессии случайных людей нет, и каждый пилот отдается работе полностью.
Впрочем, выбор профессии был нетрудным, тем более, если есть наставник и поддерживающие родители.
«Мои родители как могли меня оберегали, но, самое главное, они не ограничивали в выборе профессии и всегда очень поддерживали. Наверное, каждый мальчишка в детстве мечтал стать летчиком или космонавтом, а гул каждого пролетающего самолета волновал, будоражил. В то время муж моей сестры работал в авиационной сфере, именно он мне посоветовал поступить в летное училище. Помогал с выбором университета и давал советы», – рассказал пилот.
Мерген в 2008 году успешно окончил Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени П. Ф. Еромасова по специальности «Летная эксплуатация вертолетов».
Он подчеркивает, что, несмотря на то, что только в процессе обучения пришлось освоить большой объем знаний, пилот — та специальность, где повышение квалификации не прекращается никогда. На профессиональном пути всегда будут новые занятия, курсы и непрерывный обмен опытом.
«Пилот — это не та специальность, в которой можно сказать: «Я все знаю». Мы постоянно делимся с другими коллегами случаями на вылетах, профессия все время в динамике», — сказал он.
Помощь с воздуха
Изначально Мерген был пилотом самолета «Ан-2», осуществлял перевозки пассажиров по маршрутам внутри республики. Сейчас он пилотирует вертолет Ми-8, который используется при решении самых различных задач: пассажирские перевозки, поисково-спасательные работы, для огневой поддержки, подавления огневых точек, эвакуацию больных и пострадавших. По его словам, вертолет неприхотлив и безотказен, Ми-8 также называют «рабочей лошадкой».
Под круглосуточным контролем санитарной авиации и авиалесоохраны находится вся территория республики. Для этого заранее составляется график дежурства 24/7.
«Экипажи меняются, а дежурство всегда продолжается. Когда приходим на работу, то обязательно проходим медицинский контроль, изучаем метеобстановку, навигационную обстановку, принимаем у инженерно-технического состава воздушное судно, а потом уже летим на заявки санавиации и авиалесоохраны», - объясняет пилот.
Как рассказал пилот, в экстренных случаях иногда приходится садиться прямо на дорогу или витать над лесом во время пожаров. Он также приземляется и на стадионы, и на улицы, и на газоны, и во дворах, если есть такая возможность. Это очень важная часть работы — называется посадка методом самоподбора с воздуха, когда пилот сам определяет, где посадить вертолет. Летчик также должен оценить безопасность посадки, препятствия, удаление от них, уклон местности, направление ветра, близость к месту аварии, чтобы как можно быстрее доставить пострадавшего. Есть огромное количество нюансов, которые надо проанализировать максимально быстро, ведь на счету каждая секунда.
Преданный профессии
Несмотря на постоянный груз ответственности, Мерген Кысыгбай признается, что ни разу не думал сменить профессию. Он отмечает, что главным качеством пилота должна быть преданность своему делу.
«Пилот — это тот, кто очень любит свою профессию. Если человек пришел в авиацию без призвания, надолго он не задержится. Пилотами остаются люди, преданные работе до конца, как я раньше говорил, случайных людей тут нет. Второе важное качество, на мой взгляд, — объем знаний. И дело не в названии учебных заведений, которые человек окончил. Каждый вылет, каждый час в воздухе дает информацию. Важно ее анализировать, пропускать через себя, рассказывать о нюансах и делиться с коллегами», — говорит пилот.
Тем, кто выбрал эту профессию, Мерген желает сил — моральных и физических. Пилот отметил, что главное в этой профессии — реальный интерес и высокий профессионализм. «Для профессии пилота нужно очень много сил, терпения и уверенности. Это та работа, за которую стоит бороться, тратить время на долгую учебу, которая не каждому дается, но если дается, то человек в профессии будет счастлив», — уверен М. Кысыгбай.
Гюзель КУНЗЕТ